Пестяковская районная газета «Новый путь»: № 15, от 24 февраля 2012 г.
«Мифы и реальность села Беклемищи».
В поисках утраченной святыни
Прошло два с половиной года с того момента, как Божией милостью, меня назначили на приход храма Воскресения словущего села Беклемищи. Это время, на мой взгляд, не прошло даром. Многое из того что было запланировано, слава Господу, уже свершается. Взять хотя бы то, что к концу 2011 года нашелся собственник у нашего храма.
С моим приходом на это место, первоочередным послушанием от правящего епископа, было оформить правоустанавливающие документы на здание храма. Вот и стал искать того, кто бы мог быть этим последним владельцем.
Сколько было писем в разные инстанции сельской администрации, района и области?! Все отписывались, что указанный храм Воскресения словущего в реестре собственности не числится. Казалось странным, что документы на такое величественное сооружение, где то затерялись. А от этого все последующие проблемы. Община верующих, которая зарегистрирована и существует при этом храме с 2003 года, получается, не законно располагается в этом месте. Не законно, поскольку не имеет ни каких официальных документов на это сооружение. Из этого вытекает, что думать о какой-то реставрации просто не реально. К примеру, придешь в какую-нибудь компанию по реставрации, а те в свою очередь попросят предоставить полную документацию на памятник архитектуры, т.е. на храм, а у нас ничего нет, ни каких документов. Поэтому было очень прискорбно, что собственника не было. Но Господь милостив к нам! Сколько веревочке не виться, конец все равно будет. Так и произошло в конце прошлого года, после долгого времени усердных поисков и толкания дверей разных чиновничьих кабинетов.
Но речь сегодня хотел посвятить другой теме – это поиск сведений об иконе Божией Матери, которая находилась в храме села Беклемищи.
Всем кто решил искать историю своего храма и прихода, тому знакома книга, выпущенная в 1898 году в городе Владимире «Историко-статистическое Описание церквей и приходов Владимирской епархии». Выпуск пятый и последний. Вязниковский и Гороховецкий уезды. Составил преподаватель Владимирской Семинарии В. Добронравов.
Первым делом и я ознакомился с содержанием этой книги. Всем пестяковским читателям этот текст знаком, у всех он на слуху. Приведу только тот фрагмент текста, который меня заинтересовал: «Из святых икон особенно чтима прихожанами и окрестными жителями Казанская икона Божией Матери, называемая в простом народе «Киряковскою» потому, что она списана с чудотворной иконы Казанской Божией Матери, находящейся селе Кирякове Нижегородской губернии».
Казанская икона Божией Матери всегда изображается одинаково, ее не спутаешь ни с какой другой иконой. Второе же наименование прибавлялось к первому, от того места где было ее явление, знамения или чудеса. Именно по этому, икона именуется «Казанской-Киряковской».
Казалось, все просто. Надо было написать письма в разные инстанции Нижегородской области и дождаться ответа. Подумал, сделал. В интернете нашел три адреса, куда первым делом следовало бы написать о местно почитаемой в Нижегородской области иконе Божией Матери. Этими организациями оказались: Нижегородский Государственный Художественный Музей, Центральный Архив Нижегородской Области и Нижегородская государственная областная универсальная научная библиотека им. В.И. Ленина. Написал письма, вложил в них красивые фотографии нашего храма и отправил по почте. Через некоторое время пришли ответы. Отдать должное, что все ответили с почтением и уважением, но в них не было ни чего касательно наших запросов. У всех звучал примерно один ответ, что села Киряково в Нижегородской губернии никогда не было, а о такой иконе они впервые слышат! Хотя и перелистали всю краеведческую литературу Нижегородской губернии. Так напрашивается вопрос: «Так что ж, краевед 19 века ошибся или допустил неточность?!».
По этому вопросу я обратился к моему давнему знакомому, А.Шустову, с которым выпустили в 2008 году книгу «Страницы истории села Богородское-Волокобино». Алексей Шустов историк и краевед, живет и работает в областном городе Иваново. На поставленный ему вопрос, он ответил, что такие неточности в 19 веке допускались и довольно часто. Скорее всего, дело обстояло так: «В первоисточнике которым пользовался историк писавший книгу было написано «N»-ской губернии. Или место затерлось или помарка какая была, но наш историк решил что это была Нижегородская губерния, т.к. и по географическому местоположению Беклемищи ближе к Нижегородской губернии чем к другим губерниям, начинающимся на «Н»». А.Шустов посоветовал расширить круг поисков и написать в Москву, Санкт-Петербург и близлежащие областные центры.
Приведу список организаций, куда были отправлены письма с вопросом об иконе Божией Матери «Казанской-Киряковской»:
- Ивановский Государственный Художественный Музей;
- Государственный краеведческий музей, г.Лысково Нижегородской области;
- Государственная Третьяковская галерея, г.Москва;
- Государственный Исторический Музей, г.Москва, Красная площадь;
- Государственный Русский Музей, г.Санкт-Петербург;
- Центральный Государственный исторический архив Санкт-Петербурга;
- Владимирская Областная универсальная научная библиотека им. М.Горького;
- Государственный историко-архитектурный и художественный Владимиро-Суздальский музей-заповедник;
- Ярославский Государственный художественный музей;
- Ивановская областная научная библиотека;
А.Шустов так же подключился к поиску и отправил подобные письма в:
1. Министерство Культуры Российской Федерации (Минкультуры России);
2. Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура).
Хочется выразить слова благодарности всем тем людям, которые провели розыскные мероприятия в своих музеях и архивах, выполняя нашу просьбу!
Но по нашему вопросу опять не было ничего!
Работая в районном архиве п.Пестяки, обнаружил дело «Материалы Беклемищенской религиозной общины за 1932 год». Обретя это сокровище, очень возрадовался, т.к. надеялся именно там найти следы местной святыни. Чего там только нет? Даже описание церковного имущества есть, но вот странно, что никакого упоминания об иконе «Казанской-Киряковской», как будто ее и не было.
Предпринята попытка поиска сведений об этой иконе и у старообрядцев, но пока они молчат.
Вопрос остается открытым: Так что это был за образ, и какие чудеса были с его появлением? Может Матерь Божия пока не хочет нам открываться? Или же нужно сменить направление и искать через помещиков, которые имели собственность в этих местах? Может именно они пожелали поместить в своем храме села Беклемищи почитаемый на их Родине (?!) образ Божией Матери «Казанской-Киряковской»!
Хочется обратиться ко всем жителям Пестяковского района, ко всем кто читает эту газету: «Может кто-то имеет сведения об этом образе?» Прошу оказать помощь.
Ведь именно в честь этой иконы некогда находящейся в храме Воскресения словущего в Беклемищи с давних пор было установлено празднество в 9-е воскресенье после Пасхи, на которое, стекалось много богомольцев и из соседних приходов.
Пресвятая Богородице, помогай нам!
Священноинок Александр (Завьялов),
настоятель Прихода храма Воскресения словущего
села Беклемищи